«Хаббл» открыл «потерянное звено» в эволюции черных дыр

ТАСС, 1 апреля. В одной из близлежащих галактик, в созвездии Водолея, орбитальный телескоп "Хаббл" нашел необычную черную дыру, масса которой в 50 тысяч раз больше солнечной. Она представляет собой своеобразное "потерянное звено" в эволюции сверхмассивных черных дыр, пишут ученые в The Astrophysical Journal Letters.

На эту темуАстрономы «взвесили» самую сверхмассивную черную дыру

"Мы давно пытаемся найти черные дыры промежуточной массы. Поэтому было крайне важно исключить все альтернативные объяснения для этого кандидата и всех других претендентов на роль первого открытого объекта такого типа. Эту задачу мы смогли решить с помощью "Хаббла", – рассказала о своей работе астроном из Университета Нью-Гэмпшира (США) Дачэн Линь.

Сейчас ученые выделяют две категории черных дыр, которые радикально отличаются друг от друга по массе. Сверхмассивные черные дыры находятся в центрах галактик, они тяжелее Солнца в миллионы или даже миллиарды раз. Существуют и менее крупные объекты, так называемые черные дыры звездной массы, которые появляются в результате гравитационного коллапса крупных светил.

Кроме того, астрономы предполагают, что должны существовать и черные дыры так называемой промежуточной массы. Ученые предполагают, что они могли играть важную роль в эволюции сверхмассивных черных дыр в первые эпохи существования Вселенной. Это объясняет, как они очень быстро набрали свою массу.

За последние годы ученые открыли сразу несколько кандидатов на эту роль – как за пределами нашей Галактики, так и внутри нее. Тем не менее ни один из подобных объектов научное сообщество однозначно не признало. В пользу их существования также говорят наблюдения гравитационных телескопов, которые указывают на наличие большого количества необычно тяжелых черных дыр звездной массы.

Эволюция космических "тяжеловесов"

Линь и его коллеги получили первые непротиворечивые данные, которые говорят о том, что черные дыры промежуточной массы существуют. Ученые наблюдали за спиральной галактикой J21500551, которая расположена в созвездии Водолея на расстоянии примерно в 800 млн световых лет от Млечного Пути.

На ее окраинах ученые нашли очень яркий и при этом точечный источник рентгеновского излучения. Его мощность была значительно больше, чем у мини-квазаров и других объектов, которые связаны с компактными структурами звездной массы. Это натолкнуло ученых на мысль, что свечение могло исходить от черной дырой промежуточной массы.

Руководствуясь этой идеей, астрофизики начали наблюдать за J21500551 с помощью инструментов "Хаббла", которые работают в оптическом, а не рентгеновском диапазоне. В результате ученые зафиксировали, как этот невидимый объект разрывает на части небольшую звезду, которая сблизилась с ним на опасно близкое расстояние.

Это светило представляло собой красный карлик в три раза меньше Солнца по размерам и массе. В свою очередь, масса черной дыры была больше солнечной примерно в 50 тыс. раз, что вполне укладывается в текущие представления о том, как выглядят подобные "зародыши" сверхмассивных черных дыр.

Как надеются ученые, последующие наблюдения за этой вспышкой помогут им уточнить массу черной дыры, а также раскрыть другие особенности в ее взаимодействиях со звездами и окружающим пространством. Это, в свою очередь, позволит им открыть другие объекты подобного рода в далеких галактиках и в Млечном Пути.

Источник: tass.ru