Домой Наука Астрономы нашли следы древнейших ледников Марса

Астрономы нашли следы древнейших ледников Марса

0

ТАСС, 3 августа. Проанализировав десятки тысяч фотографий поверхности Марса, канадские планетологи обнаружили на них множество следов древних оледенений. Это говорит в пользу того, что в первые эпохи существования Марса на нем практически не было жидкой воды. Результаты работы ученых опубликовал научный журнал Nature Geoscience.

На эту темуНа Марсе ночью идет снег

"Мы впервые нашли на поверхности Марса следы эрозии. Их причиной были потоки воды, которая двигалась через каналы под поверхностью его ледников. Более того, наши наблюдения показывают, что из-за движения рек появилась лишь небольшая часть марсианских долин. Это радикально противоречит устоявшимся представлениям об их происхождении", – рассказал один из авторов работы, профессор Университета Британской Колумбии (Канада) Марк Йеллинек.

Сейчас большинство планетологов предполагает, что Марс был очень похож на Землю в первые эпохи своего существования. В то время он обладал густой атмосферой, океанами из воды и достаточно мягким климатом, что делало его потенциально пригодным для зарождения жизни.

Подобные условия существовали на Марсе относительно недолгое время, около миллиарда лет после его формирования. В начале так называемой гесперийской эры, примерно 3,6 млрд лет назад, он превратился в безжизненную пустыню. Почти вся его атмосфера и запасы воды улетучились в космос или превратились в запасы льда.

Не меньше споров вызывает то, откуда взялись эти запасы влаги и как Марс выглядел сразу после его рождения. Дело в том, что климатические модели и прочие расчеты показывают, что изначально Красная планета была слишком холодной для того, чтобы на ее поверхности могли существовать постоянные реки, озера и океаны. Это, однако, не сочетается с тем, что следы таких водоемов на его поверхности существуют в больших количествах, в том числе и в виде знаменитых марсианских каналов и речных долин.

Древнейшие марсианские ледники

Профессор Йеллинек и его коллеги нашли возможное объяснение тому, почему результаты климатического моделирования и фотографии реальной поверхности Марса не похожи друг на друга, изучив десятки тысяч фотографий так называемых "сетей долин". Так ученые называют множество связанных друг с другом небольших каналов, которые были впервые открыты зондами программы "Викинг" еще в конце 1970 годов.

Как показало их последующее изучение, все эти каналы, сосредоточенные по большей части на возвышенностях в южном полушарии Марса, возникли в первые эпохи жизни планеты, примерно 3,9-3,5 млрд лет назад. Сегодня ученые спорят, как именно они возникли, однако практически все планетологи уверены в том, что их оставили поверхностные потоки жидкой воды.

Канадские исследователи усомнились в этом, обратив внимание на то, что многие "сети долин" по своей форме и очертаниям почти не отличимы от того, как выглядят берега острова Девон в Канадской Арктике, изрезанные похожими каналами. Детально изучив их структуру, а также сравнив ее с устройством земных речных долин, ученые создали алгоритм, способный определять тип эрозии, порождающий подобные формы рельефа.

Используя эту программу, Йеллинек и его команда проанализировали облик тысяч других подобных структур на Марсе, используя снимки с зонда Mars Global Surveyor. Неожиданным образом оказалось, что значительная часть марсианских "сетей долин", больше половины из них, была порождена или движением ледников, или потоками талой воды под их поверхностью.

Это, в свою очередь, говорит о том, что значительная часть поверхности Марса была покрыта ледниками в предположительно самую теплую эпоху его существования, когда атмосфера планеты еще не успела улетучиться в космос. Иными словами, никакого противоречия между климатическими расчетами и снимками поверхности планеты на самом деле нет.

Подобные ледовые массивы и скрытая под ними жидкая вода, как предполагают Йеллинек и его коллеги, могли выступать последними прибежищами жизни на Марсе, так как толстая прослойка льда защищала обитателей этих подледных водоемов от низких температур и космических лучей. Это делает их перспективной целью для последующих марсоходов и пилотируемых экспедиций на красную планету, заключают ученые.

Источник: tass.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here